Скандалы Новости О проекте Контакты  

Бизнес

Соглашение о создании государственно-частного партнерства Петербурга с консорциумом инвесторов во главе с ВТБ, подписанное в декабре прошлого года в присутствии Владимира Путина, не имеет юридической силы, пишет Росбалт. На момент подписания документа стороны не достигли согласия по существенным условиям проекта и не согласовали его с пулом финансирующих банков. Решить проблему они рассчитывают в течение трех месяцев, сообщает "Коммерсант". Соглашение "О создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД)" было подписано губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко 23 декабря прошлого года.

Одной из его сторон стало ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС), в августе выигравшее городской конкурс на строительство центрального участка ЗСД протяженностью 11,7 км. МСС досталось право строительства и последующей эксплуатации платной трассы в течение 30 лет. В консорциум вошли ВТБ, "ВТБ Капитал", Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, а также кипрская GPB Infrastructure Projects. МСС пообещала построить участок за три года. Общие затраты составят 120 млрд руб., из которых инвестор вносит 69,3 млрд руб., а остальное — бюджет РФ. Минимальный доход, который получит концессионер от эксплуатации платного участка, составит 9,67 млрд руб. в год. Соглашение о создании ГЧП до сих пор не вступило в силу, следует из текста документа, с которым ознакомились журналисты газеты "Коммерсант".

 В нем указано, что "соглашение не является заключенным и не является вступившим в силу, в частности, в связи с недостижением сторонами согласия по существенным условиям настоящего соглашения". Кроме того, на момент подписания в соглашении не были учтены "предложения и замечания основных финансирующих организаций".

Более того, "подписание настоящего соглашения в дату подписания не создает каких-либо прав или обязанностей, а также иных правовых последствий для какой-либо из сторон", говорится в документе.

Соглашение вступит в силу в день подписания акта о достижении МСС финансового закрытия, пояснил источник, близкий к "ВТБ Капиталу". "Финансовое закрытие действительно является одним из условий вступления соглашения о ГЧП в силу",— подтвердил руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитала" Олег Панкратов.

Изначально предполагалось, что это произойдет в феврале. Однако две недели назад председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга Алексей Чичканов заявил, что сроки подписания соответствующих соглашений продлены до мая из-за продолжающихся переговоров с банками. Напомним, что финансировать проект собираются "ВТБ Капитал", Газпромбанк, ВЭБ, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Евразийский банк развития, подписавшие в конце прошлого года партнерское соглашение.

Сами банкиры не скрывают, что подписанное в декабре соглашение о ГЧП — сырой документ. "Фактически это был протокол о намерениях. Документ готовился в спешке под визит в Санкт-Петербург Владимира Путина, и он, безусловно, нуждается в доработке", — сообщил на условиях анонимности представитель одного из банков-участников. Суть своих претензий к документу в банках не раскрывают.
"В настоящее время между участниками проекта идет активный процесс согласования условий финансирования проекта", — сообщили в пресс-службе ВЭБа. "Мы участвуем в переговорах и поддерживаем проект, который считаем крайне важным для города, и хотим, чтобы его подписание состоялось как можно скорее", — заявил представитель ЕБРР Ричард Уоллес. По словам Олега Панкратова, переговоры с финансирующими банками находятся в завершающей стадии. "Мы ожидаем подписания финансовой документации в течение следующих трех месяцев", — пояснил он.

Соглашение в новой редакции будет подписано до 23 июня, утверждает источник из окружения Георгия Полтавченко. "Деньги для консорциума, куда входят крупнейшие банки, не проблема. Сейчас МСС пытается договориться с городом об изменении ряда условий проекта, в том числе о продлении сроков строительства объектов", — отметил источник.

В "ВТБ Капитале" эту информацию опровергают. "МСС не пытается сдвинуть сроки завершения строительства. В данный момент переговоры с Санкт-Петербургом по соглашению ведутся по вопросам и комментариям финансирующих банков", — утверждает Панкратов. Строительство центрального участка ЗСД должно завершиться не позднее 31 декабря 2014 года, говорится в декабрьском соглашении.
Эксперты уверены в необходимости его корректировки. "Документ очень странный. Он не является договором в смысле ГК до тех пор, пока не вступит в силу. Таким образом, любые обязательства и города, и выигравшей конкурс компании в настоящее время не имеют юридической силы. Обычно концессионное соглашение предполагает наличие жестких финансовых обязательств. Не имея финансового обеспечения, надо иметь определенную смелость на заключение столь крупного соглашения", — говорит управляющий партнер коллегии адвокатов "Карабаев и партнеры" Сергей Карабаев.

В свою очередь, управляющий партнер "Вегас Лекс" Альберт Еганян не видит проблем в происходящем. "Это сложившаяся практика для крупных ГЧП и инфраструктурных проектов, которые регулируются в том числе питерским законом о ГЧП. Никто из участников таких проектов не хочет брать на себя промежуточные риски, в том числе связанные с необходимостью согласования проектной и финансовой документации с банками. Обычно столь сложные соглашения заключаются в два-три этапа. Это нормально, что после получения финансовых ковенант от банков первоначальные условия соглашения будут конкретизированы", — отмечает эксперт.

ЗСД — первая платная внутригородская магистраль, эксплуатация которой началась 14 мая 2011 года. Строительство ЗСД ведется с осени 2005-го. В настоящее время осуществляются строительные работы на южном и северном участках магистрали за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, субсидий федерального бюджета, а также средств, полученных от размещения ОАО "ЗСД" облигационных займов. Строительство южного участка планируется завершить в текущем году, северного — в 2012 году. Общая стоимость ЗСД — 212 млрд рублей. Однако петербургские автолюбители не согласны раскошеливаться, чтобы проехать по платным дорогам. Именно так ответили 77% участников соответствующего опроса, проведенного ИА "Росбалт". 37% опрошенных аргументировали свой ответ тем, что это ничего не изменит — деньги все равно пойдут в карманы чиновников и инвесторов. 32% уверены, что ничего платить не должны, так как уже заплатили все транспортные налоги. 6% читателей "Росбалта" заявили, что им это не по карману, и они будут объезжать платные дороги стороной. Еще 2% уверены, что это только создаст дополнительные неудобства.

Группа депутатов от разных фракций уже внесла в Госдуму законопроект, согласно которому платный проезд по всем автодорогам, построенным за счет бюджета, может оказаться незаконным. К таким трассам относится, в частности, ЗСД. Отметим, что ночью (с 23 до 7 часов) проезд по ЗСД от Благодатной до КАД для легковых автомобилей стоит 10 рублей, днем (с 7 до 23 часов) — 30. С грузовиков взимается 100 рублей.

 

Понравилась статья? Расскажи друзьям!

 

 

2008-2015 (c) Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна